Конструкции Вольфа фон Ланга не перестают удивлять. В этот раз мы имеем дело с двухполосной акустикой, в которой 12-дюймовый басовик соседствует со сверхбыстрым излучателем Хейла. И это не единственная особенность модели – в ней также реализовано внешнее подмагничивание звуковой катушки и «сабвуферное» оформление с пассивным радиатором. Давайте выясним, как звучит столь смелое с инженерной точки зрения сочетание.
ТВОРЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА
Как мы уже имели возможность убедиться раньше, Вольф фон Ланга не придерживается общепринятых рамок при достижении поставленной цели, которая у него всегда оправдывает средства. А цель у немецкого мастера простая – получить звучание, максимально близкое к живому. Стандартная для многих производителей формулировка, но о применяемых технических решениях этого не скажешь. В прошлый раз мы слушали систему Frame Chicago с открытым оформлением всех трёх полос, а сейчас перед нами уже иная конструкция – компактные двухполосные напольные системы SON с отдельным басовым звеном и свободно перемещаемым твитером.
Басовый драйвер А1.1200 выполнен в соответствии с фирменной технологией Field Coil – с электрическим магнитом вместо традиционного. В качестве внешнего блока питания используется источник постоянного тока. Дело в том, что при нагреве катушки подмагничивания её сопротивление увеличивается, и если стабилизировать напряжение на её выводах, то ток и, соответственно, напряжённость магнитного поля, будут падать.
12-дюймовый диффузор из пропитанной бумаги NAWI фиксируется на гибком тканевом подвесе, а крупный пылезащитный колпачок увеличивает жёсткость и стойкость к изгибным деформациям. Массивная плита, выведенная на передний щит, является несущей частью конструкции – к ней крепятся рёбра, удерживающие магнитную систему. Головка способна работать до 4,5 кГц, но фильтруется с запасом — на 1500 Гц кроссовером четвёртого порядка (крутизна 24 дБ на октаву). НЧ-драйвер работает в паре с пассивным радиатором – головкой ScanSpeak такого же калибра, расположенной на задней стенке корпуса. У неё нет ни магнитной системы, ни звуковой катушки, зато имеется мощная литая корзина и резиновый подвес, рассчитанный на большие смещения диффузора. В этой конструкции массу подвижной системы можно менять в соответствии с нужной частотой резонанса. Такое низкочастотное оформление хорошо тем, что позволяет при том же внутреннем объёме получить столь же глубокий бас, как в фазоинверторной системе (в данном случае заявленная нижняя граница 25 Гц), и почти столь же быстрый отклик, как в закрытом корпусе. А скорость здесь имеет первостепенное значение, т.к. басовик не должен заметно отставать от твитера с невесомым излучателем.
Как и в модели Chicago, верхняя полоса здесь воспроизводится твитером AMT (Air Motion Transformer), изобретённым доктором Оскаром Хейлом в конце 60-х годов прошлого века. Разумеется, современная конструкция, изготовленная компанией Mundorf в соответствии со спецификациями фон Ланга, гораздо более совершенна. В AMT звуковая волна создаётcя тонкой гофрированной лентой из лавсана с алюминиевым напылением, которая при прохождении звукового сигнала сжимается и растягивается в сильном магнитном поле. При чрезвычайно малой массе «гармошка» стандартной ширины 25 мм имеет примерно такую же площадь излучения, как 8-дюймовый диффузор. За счёт сжатия воздуха фронт звуковой волны распространяется в пять раз быстрее, чем при работе обычного ленточного твитера. Поэтому двухполосных систем, сочетающих диффузорную головку с AMT, на рынке чрезвычайно мало – без промежуточного среднечастотника временное рассогласование становится слишком заметным. Да и по частоте состыковать полосы без провала не так-то просто.
Как же решена эта задача в Wolf von Langa SON? Согласование по скорости отклика достигается за счёт двух конструктивных хитростей. Первая, это, собственно, Field Coil – легкий диффузор приводится в движение звуковой катушкой, находящейся в сильном однородном поле, которое проблематично создать обычными магнитами. Кроме того, динамик короткоходный, и ему не нужно много времени, чтобы среагировать на резкий импульс и вернуться в исходное состояние. А необходимое звуковое давление создаётся за счёт суммарной площади пары 12-дюймовых диффузоров – активного и пассивного. Вторая хитрость – возможность перемещения акриловых панелей с твитерами АМТ по верхней плоскости корпуса. В основание панели встроена пара магнитов, а под шпон на горизонтальной грани заложен стальной лист. Рекомендованное расстояние от излучателя до переднего края – порядка 13 см, и за счёт этого сдвига достигается когерентность излучения в обеих полосах. Для оптимизации вертикальной диаграммы направленности твитер наклонён назад на 6 градусов, а горизонтальную можно выставить любую, просто развернув панели под нужным углом. Но вряд ли потребуется, т.к. у АМТ озвучивает гораздо более широкую зону, чем обычный твитер.
Основной корпус склеен из 17-миллиметровых плит MDF и усилен внутренними стяжками. Снаружи он либо покрывается миллиметровым слоем прочного лакового покрытия белого или чёрного цвета, либо оклеивается шпоном под орех. За дополнительную плату возможна окраска в любой из стандартных оттенков RAL.
При заявленной чувствительности систем 95 дБ было соблазнительно испытать их с ламповым усилением. Поэтому мы и выбрали хорошо нам известный интегральник VTL IT85 с двухтактным выходом на EL34. Хотя сомнения были – для чёткости баса тяжёлым пассивным диффузорам нужен хороший контроль, т.е. демпфирование со стороны усилителя. Но проблем не возникло, нижний регистр напоминал тот, что мы слышали от открытых Audio Frame Chicago – примерно та же скорость, точность и ощущение глубины. Звучание малых барабанов на записи ударной установки невероятно натурально, практически, как при живом исполнении. Бочка тоже лупит мощно, с оттягом. Честно говоря, немного побаивался, что пассивный радиатор в силу своей инерционности будет давать второй, запаздывающий фронт удара, но этого не происходит – по всей видимости, амплитуда смещения невелика. Тем не менее, я бы не рекомендовал ставить SON близко к задней стене, до неё должно быть сантиметров 60 – 70 во избежание ранних отражений.
Твитер на удивление линеен – во всей своей рабочей полосе (а она чрезвычайно широка) ни на одном её отрезке он не даёт ни одного заметного акцента. Специально ставил запись Анны Софи Муттер, на которой скрипка плавно переходит от одной октавы к другой, вплоть до границы слышимости, и не заметил ни одной ноты вне стройного гармонического ряда. Плюс, конечно, воздух, колоссальная детальность и филигранная локализация виртуальных образов в пространстве. Впрочем, после знакомства с Audio Frame Chicago всё это было ожидаемо, а вот то, что 12-дюймовый басовик удалось без провала состыковать с излучателем Хейла, стало для меня откровением. Точнее, откровением стал общий результат – масштаб и фундаментальность звуковой картины при её невероятной детальности и атмосферности. А это примерно то же, что мы слышим при живом исполнении. Знакомый до боли компакт-диск Dream Theater вдруг открылся с новой стороны: в плотном нагромождении звуков стало больше музыки, яснее проявилась ритмическая структура, рельеф, энергетическая составляющая.
И вот что ещё должен отметить: мне встречались абсолютно нейтральные по звучанию источники и усилители, но чтобы акустика оказалась самым «прозрачным» звеном системы – такого на моей памяти не было. Wolf Von Langa SON идеальны для тестирования любых компонентов, настолько они чувствительны к любым переменам в тракте. Ставим вместо VTL IT85 транзисторный Audionet SAM G2, и все особенности усилителя проявились, словно под увеличительным стеклом. Чуть более быстрый и глубокий бас, явно шире полоса сверху, но очень мало эмоций, звучание кажется «дистиллированным», технократичным. VTL на его фоне не столь безукоризнен по формальным критериям, но у него очень уютный и живой характер. Подключаем акустические кабели Tchernov Cable Reference SC вместо Atlas Ascent, и снова перемена: уже не столь акцентирована верхняя середина, звучание заметно более основательное, плотное и насыщенное по всему спектру. С этими АС можно проводить показательные демонстрации для тех, кто не верит в звуковые особенности кабелей. Благодаря высокой чувствительности и описанным выше конструктивным особенностям Wolf Von Langa SON обладают высочайшим разрешением, как тембральным, так и динамическим, а это очень важно для достоверного воссоздания музыкального события вне зависимости от жанра.
КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Densen B-440
- Интегральный усилитель VTL IT85, Audionet SAM G2
- Стойка Pagode Finite Elements
- Кабели:
- межблочные Tchernov Cable Reference Mk II IC
- акустические Tchernov Cable Reference SC
- силовые Cardas Clear Power
МУЗЫКА
- Dali, «In Admiration of Music. Volume 4». Dali CD, 2015
- Jean Sibelius «Violin Concerto». Anne-Sophie Mutter & Staatskapelle Dresden. Deutsche Grammophon, 1995
- Fugees, «The Score». Sony Records, 1996.
- Dream Theater, «Falling Into Infinity». EastWest Records, 1997
Wolf von Langa SON
Производитель WolfVonLanga (Германия)
www.wolfvonlanga.com
Конфигурация: 2 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: ВЧ – открытое, НЧ – пассивный радиатор || Диапазон воспроизводимых частот: 25 — 30000 Гц || Номинальное сопротивление: 8 Ом || Разделительный фильтр: 1500 Гц, 24 дБ/окт. || Чувствительность: 95 дБ (1 Вт/1 м) || Максимальная подводима мощность: 150 Вт || Отделка: чёрный и белый, орех, цвета RAL по заказу || Габариты: 874 х 403 х 300 мм || Масса 1 шт.: 36 кг || Цена за пару: 910 000 руб. в отделке Walnut oiled; 875 000 руб. в отделке White high gloss.
Автор: Николай Ефремов
Ссылка на оригинал статьи: http://www.salonav.com/arch/2018/05/akusticheskie-sistemy-wolf-von-langa-son.htm
Купить АС Wolf von Langa SON в нашем интернет-магазине