УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СОЛДАТ

02.07.2018
Серия Mille PRO появилась в каталоге Hertz уже относительно давно, однако некоторые модели только-только появляются на рынке. К примеру, десятидюймовый Hertz MP 250 продаётся уже больше года, а вот "двенашка" MP 300 вышла на рынок только сейчас. И когда появилась возможность изучить этот саб поподробнее, упускать её было бы неправильно.

Для меня этот Hertz интересен вот по какой причине. В последнее время так уж получается, что большинство сабвуферов на рынке собираются как конструкторы – из однотипных диффузоров, подвесов и магнитных систем в разных сочетаниях. Да, в этом есть свои плюсы – производство получается дешёвым. Но ведь и инженерное развитие при таком подходе тоже почти полностью останавливается. 

Hertz в этом смысле заметно отличается. По крайней мере, в серии Mille PRO (а это предтоповая серия в линейке бренда) можно сходу увидеть целую кучу необычных фишечек. И когда я забирал саб в лабораторию, то было ужасно интересно посмотреть, как они реализованы и как работают на деле. 

КОНСТРУКЦИЯ

Внешне новая "двенашка" не слишком сильно отличается от уже известной 10-дюймовой модели. Собственно, и конструктивные решения тут применены те же. 
5843.jpg

Первым делом – диффузор. Здесь имеет V-образный профиль V-Cone с криволинейной образующей, с некоторых пор ставший визитной карточкой Hertz. Лицевая сторона цельная, выполнена из жёсткой прессованной целлюлозы с защитным полимерным покрытием. 
5844.jpg

Диффузор составной, его тыльная сторона – тоже целлюлозная. 
5848.jpg

Интересная особенность – способ скрепления диффузора, катушки и центрирующей шайбы. В Mille PRO для этого используется отдельное сопрягающее кольцо.
5853.jpg

Где-то я такое уже видел? Да, собственно, у JL Audio. Между прочим, патентованная штука. То ли Elettromedia связанные с этим патенты выкупили, то ли их срок закончился, но теперь Hertz тоже такую фичу применяет. Что, на самом деле, неудивительно, в Штатах Hertz считает JL Audio своим прямым конкурентом и следит за их разработками в оба. 
5852.jpg

Рассмотреть само сопрягающее колечко в деталях сложновато, поэтому для наглядности, пожалуй, воспользуюсь картинкой, честно содранной с официального сайта. 
5854.jpg

К слову, конструкция диффузора и подвесов здесь получилась такой, что вся подвижная система реально двигается как поршень – жёсткость выдающаяся, "заломить" диффузор вообще невозможно, даже применяя не совсем адекватные усилия. Предположу, что это может повлечь за собой и немалую массу подвижки, но об этом лучше судить после измерений. 

Что ещё здесь есть интересного. Да взять хотя бы верхний подвес, который получил собственное название Boundary Free. Тут как минимум две особенности. Во-первых, то, что видно сразу – это плавный, закруглённый переход от диффузора к самому "бублику". Обычно это позволяет погасить изгибные механические напряжения, которые передаются от катушки к краям диффузора. Не уверен, что это сильно актуально со столь жёсткой составной конструкцией самого диффузора, но общий результат, как известно, всегда складывается из мелочей. 

5846.jpg

Во-вторых, то, чего не видно с первого взгляда. Вернее, видно, но на это как-то не сразу обращаешь внимание. Крепление подвеса к фланцу корзины здесь находится как бы внутри самого подвеса. Обычно это делается, чтобы увеличить диаметр и, как следствие, эффективную площадь излучающей поверхности диффузора. Если мерить по средней части подвеса, то здесь диаметр получается около 26 см против среднестатистических 24-25 см. Вроде бы немного, но тоже в плюс идёт. 
5845.jpg

Сама корзина отлита из довольно прочного алюминиевого сплава и имеет слегка шероховатое покрытие. 
5847.jpg

Клеммы – нажимные, закрытые пластиковым кожухом. Подключаемые провода разводятся в разные стороны от терминала, так что при установке динамика особо мешаться не будут. Приятная мелочь для инсталлятора. 
5850.jpg

Магнитная система имеет здоровенный "бугор" на торце. Что неудивительно – линейный ход заявлен по 17 мм в каждую сторону. А механический – и того больше, целых 27 мм в каждую сторону. 
5855.jpg

Собственно, большой ход виден и по длине намотки звуковой катушки. Судя по описанию, здесь использован CCA-провод (Copper Clad Aluminum). 
5851.jpg

Осевого отверстия в керне магнитной системы нет, зато в торцевой шайбе имеются отверстия по её диаметру. Вместе с окнами под фланцем центрирующей шайбы они образуют довольно эффективную систему "прокачки" воздуха вдоль звуковой катушки. 
5849.jpg

Дополнительный плюс этого решения – корпус можно делать таким, чтобы динамик ставился почти вплотную к его задней стенке, миллиметров пять запаса для охлаждения вполне хватит. 

ИЗМЕРЕНИЯ

Скажу честно, порой я сравниваю измеренные параметры с заявленными и думаю – а может я что-то неправильно делаю? Ну не может быть, чтобы разница была настолько огромной. Но потом попадается на измерения что-нибудь нормальное и развеивает все сомнения. В общем, посмотрите, какое в этот раз совпадение получилось. На моей памяти таких точных попаданий можно пересчитать по пальцам одной руки бывалого фрезеровщика.

5856.jpg

Заявленные / фактические параметры Hertz MP 300 D4.3:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 24 Гц / 24 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 74 л / 78 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,90 / 6,94
  • Qes (электрическая добротность) – 0,45 / 0,44
  • Qts (полная добротность) – 0,42 / 0,42
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 235 г / 217 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 12 Тл м * / 23,8 Тл м **
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 1,9 Ом * / 7,6 Ом **
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 86,0 дБ / 86,0 дБ
* – параллельное включение катушек 
** – последовательное включение катушек

Поначалу немного напряг параметр Mms – подвижка у этого Hertz совсем не из категории "олдскульного SQ" (хотя по нынешним меркам и не самая тяжёлая). С другой стороны, усилители нынче тоже подросли в мощности и контроле, и какой-нибудь моноблок 500-600 Вт, ориентированный на SQ, нынче уже не редкость. Вон, тот же Hertz Mille Power в 2 Ом уже целый киловатт может выдать. Да и подвес относительно податливый, так что на малых уровнях сигнала теряться саб точно не будет. В общем, отставляем сентенции о легковесных и нежных сабах, Hertz Mille PRO любит поиграть басовыми мускулами. 

РАСЧЁТ АКУСТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ

Описание даёт вполне конкретные рекомендации по двум типам оформления – закрытый ящик 28 литров и фазоинвертор 36 литров с портом на 33 Гц. Для самых ленивых даже размеры корпусов указаны. Смотрим, что имел ввиду производитель, давая эти рекомендации. 

5860.jpg
  • Синяя – ЗЯ 28 литров (Qtc=0,75)
  • Красная – ФИ 36 литров / 33 Гц
А что, неплохо, вполне можно руководствоваться. По крайней мере, к ЗЯ вообще никаких вопросов. Ну разве что совсем чуть-чуть накинуть можно, чтобы добротность подтянулась к традиционным 0,707 и саб превратился совсем уж в хрестоматийно "эскьюшный". 

Фазоинвертор можно предпочесть тем, кто любит музыку попроще, зато с обилием басового "мяса". Душевный такой массаж ливера получается. Если решите использовать не щелевой порт (размеры которого тоже указаны в описании), а круглый, то можно слегка повысить частоту его настройки, чтобы размеры получились поудобнее:

5859.jpg

  • Синяя – ЗЯ 32 литра (Qtc=0,71)
  • Красная – ФИ 36 литров / 36 Гц (труба 10 см длиной 41 см)
ПРАКТИКА И ВЫВОДЫ

Цена на Hertz MP 300 D4.3 не выглядит сверхдоступной, но, учитывая уровень исполнения, вполне адекватна – на момент теста она составляет 25500 рублей. А саб, безусловно, получился интересным и заслуживающим внимания. При должном оформлении его можно рекомендовать и и ценителям правильного SQ, и тем, кто гонится за адским суббасом. 

С хорошим усилителем и при установке в ЗЯ бас получается достаточно подвижный и разборчивый, но без лишней сухости. Хотя, "жира" и "тягучести" при этом тоже нет. Правильный такой "вставляющий" бас. Этот вариант можно считать универсальным. При этом ограничений по выбору фронтальной акустики практически никаких – Hertz MP 300 сверху можно спокойно резать на 70-80 Гц без опасений получить "кашу" на среднем басе. Что, признаюсь, было для меня несколько неожиданно. 

В фазоинверторном корпусе отдача заметно выше. Это вариант для любителей тактильных ощущений – при прочих равных заставить внутренности вибрировать оказывается гораздо легче. Но структура баса при этом получается попроще, саб не так старательно прорисовывает рельеф бас-гитары в роке, хотя на электронной музыке низкочастотный фундамент получается очень даже ничего. 

Одним словом, от "категорического SQ" с неплохим запасом по громкости в качестве бонуса до безбашенного "давай-давай-наваливай". 

+
  • Очень качественное исполнение
  • Оригинальные конструктивные решения
  • Универсальность в применении
  • Не требует огромных корпусов
-

  • За всё качественное всегда приходится платить
Ссылка на оригинал статьи: https://carmus.ru/content/274


Награды

https://www.traditionrolex.com/18