Причины робости, как и основания для её преодоления, будут сейчас разъяснены, а цитата из великого, открывающая эту публикацию, не останется в одиночестве. За полтора десятилетия, в течение которых каждый месяц из типографии появляется очередной номер «АЗ», межблочные (как, собственно, и любые прочие) кабели на страницах этого журнала тестируются впервые.
Почему и почему? Одно «почему» — это «почему раньше нет?», второе — «почему сегодня да?». Как должно быть известно хоть сколько-нибудь постоянным читателям нашего журнала, при всём уважении к мнению экспертов-слуховиков мы всё же довольно (по мнению некоторых — чересчур) прочно стоим на естественно-научных позициях. И, в корпоративном смысле, сильно раздражаемся, когда под уверенную субъективную экспертизу не удаётся хотя бы до половины подстелить материалистическую основу.
В большинстве случаев это удаётся. Но не во всех. Сильнейший когнитивный диссонанс у нас вызывают манипуляции с проводниками электричества всех форм, более мощный — только слова «прогрев» и «направленность», употреблённые не по отношению к динамикам (уж тут-то — будьте покорны), а про провода и кабели.
Поэтому первая реакция на предложение взять в соло-тест образцы межкомпонентных кабелей Tchernov Cable предыдущего и новейшего поколений (уже здесь налицо было противоречие: тест — соло, поколений — два, а образцов — несколько) была недоумённой: почему у нас? Есть (и совсем недалеко) издание, специализирующееся, в том числе, на хай-энде со всеми его атрибутами, включая прогрев и направленность, можем проводить.
Однако выяснилось: межблочники, о которых идёт речь, разработаны именно для автомобильного применения, это сказалось и на конструкции, в домашнем применении, например, гибкость кабеля никакого значения не имеет. В автомобиле — имеет. Или конструкция собственно разъёма: в новой серии (мне показали, это можно измерить) уменьшили длину корпуса RCA-коннектора, нет нужды говорить, что в автомобиле это важно (а дома — нет). И наконец, понятная упёртому материалисту категория помехозащищённости: на базе седых волос, появившихся на головах установщиков в процессе борьбы с наводками, можно построить производство валенок среднего масштаба. Упёртому при этом совершенно понятно, что чем больше мер принято для защиты от внешних полей, тем туже жизнь у полей внутренних, начинается ёмкость, начинается индуктивность, ничего, в общем, хорошего. Однако же обстоятельством, решившим судьбу этой публикации, стало неожиданное высказывание великого материалиста и, если очень-очень-очень упростить, одного из главных специалистов по проводникам электричества на планете Земля.
Обдумывая, как лучше преодолеть робость, я упомянул избранные догматы хай-эндного вероучения в разговоре со знакомым физиком-теоретиком, как раз по физике твёрдого тела. Упомянул и ставший мне известным из первоисточника факт, как главный конструктор Tchernov Cable заставил своих коллег 46 раз прослушать «One and Only» Дэвида Ньютона, подбирая длину термоусадочной трубки близ коннектора на новом кабеле. Это пришлось повторить, медленно...
Кое-что из нового знания теоретика, видимо, заинтересовало, и он на правах ученика поделился этим со своим учителем, а это ни много ни мало — академик Келдыш, Леонид Вениаминович. Тот, чья фамилия с 1958 года неразъёмным образом интегрирована в имя «эффекта Франца — Келдыша» (что-то про сдвиг полос поглощения в полупроводниковых кристаллах под влиянием электрического поля). Таким калибром вести огонь никто не собирался, так получилось, что Леониду Вениаминовичу изложили про прогрев, направленность, пирамидки на полу, тыщу долларов за метр и «только глухой этого не услышит» и спросили: должна ли физика игнорировать эти практически укоренившиеся воззрения? Ответ великого, со всей дословностью: «Нет — но должна обращаться к ним по мере надобности как к набору экспериментальных данных».
С великими не спорят (или спорят, но без меня). Здесь весь ответ: набирай экспериментальные данные и пользуйся. Лучшего специалиста по такого рода экспериментам, чем Руслан Васильевич Тарасов — аудиоэксперт с многолетним и триумфальным стажем, родоначальник аудиоэкспертизы автомобильных систем и реально обладатель уникального слуха, я представить себе как никогда не мог, так и сейчас не могу. Именно к нему я и обратился за набором экспериментальных данных. Видя очевидную надобность, кое-какие этапы экспериментов он продемонстрировал и мне, обязан заметить: при правильно поставленном механизме тестирования сделанные им наблюдения (может, не все и, может, не так явно) стали очевидны и мне. Так, глядишь, и до прогрева дойдём. Теперь можно, великий разрешил. А сейчас слово эксперту.
От эксперта
Маркетинговая заманиловщина в такой отрасли, как производство кабелей для Hi-Fi и car audio, конечно, велика, порой и вовсе зашкаливает, но места здравому смыслу оставлено предостаточно. Никто, например, не станет оспаривать критичность выбора проводов в цепях питания. Токи здесь большие и динамично меняющиеся, поэтому даже ничтожные потери в проводнике могут существенно повлиять на выразительность и чистоту звучания. Тут, правда, решение простое — выбрал сечение побольше и забыл о проблеме. До поры, разумеется, кроме сечения есть и материал, далеко не всё, на чём написано «медь», является таковой на всём поперечнике. И свойства провода как элемента инсталляции, хотя бы гибкость и прочность изоляции. Для спикерных соединений кабель подбирают, как правило, уже из других соображений — кроме достаточности по сечению, уже учитывают заодно и конструкцию, и состав изолятора, материал и тип проводников. А вот межблочным интерконнектам в car audio далеко не всегда уделяют столько внимания, сколько они заслуживают. Подходящий соединитель подбирается по длине, толщине, цене, гибкости, цвету, блеску терминалов, бренду, близости магазина... Короче, по каким угодно критериям, кроме самого главного — субъективного звукового сравнения. Хотя логика подсказывает, что как раз в наиболее уязвимых со стороны всяких враждебных факторов слаботочных линиях совершенство передачи нужного сигнала и защищённость соединения от ненужных играет главную роль.
Этим тестом мы собираемся ответить сразу на несколько «кабельных» вопросов. Первый — принципиальный: а вообще настолько ли велико влияние RCA-интерконнектов на качество воспроизведения, чтобы уделять им столько внимания? Второй вопрос: до какой степени критична длина? Третий: как на звуке сказываются вид изолятора, схема экранирования и другие конструктивные данные?
Мы сознательно пошли на «монобрендовый» эксперимент, чтобы максимально уравнять прочие условия: пусть у всех кабелей будет один и тот же производитель, одно и то же сырье, а по возможности — оборудование и технологии. Дойдёт дело до сравнения брендов — ну, значит, дойдёт, тогда и займёмся. Сегодня же «на ковре» продукция Tchernov Cable из новой модельной линейки интерконнектов в сравнении с аналогами-предшественниками.
Все пробы мы проводили в домашней системе, составленной из CD-проигрывателя Yamaha CD-S3000 и интегрального усилителя Yamaha A-S3000. Эти компоненты в тестах журнала «Салон AV» неожиданно для многих (если не сказать, всех) показали феноменальное музыкальное разрешение и для кабельных экспериментов подошли как нельзя лучше. К тому же на них оказалось до смешного просто организовать параллельную балансную линию передачи, качество которой, скажем так, заведомо лучше и приближается к студийному. Эту образцовую, эталонную линию было очень удобно использовать в роли точки отсчёта для всех последующих сравнений. А конкретно им стал Musical Wire Cadence Rev2, поступающий в розничную торговлю по цене 26000 рублей за пару длиной 0,75 м.
Чтобы субъективный поиск отличий в звучании был точнее и, главное, ближе к реальности, все образцы межблочников взяли в двух длинах: 5 и 1,65 м. Почему именно столько? Вот почему: в машине пятиметровый межблочник — факт реальной жизни (в доме — продукт неудачного расположения компонентов). Это про длинный. Про короткий: чем меньше длина, тем больше кабель по свойствам приближается к перемычке и тем меньше его влияние на звук. Длина 1,65 м, как нам кажется, позволяет уверенно «считать» почерк кабеля. Но, подчеркиваю, это — условия опыта, для реальной системы лучше выбрать за те же деньги короткий межблочник более высокого класса.
И немного о том, что собой представляют сами кабели Tchernov Cable. Ключевое отличие от продукции других брендов состоит в том, что для их изготовления применяются особые рецептуры полимерных изоляторов и проводники собственного производства. В частности, речь идёт о меди «сбалансированной очистки» BRC, получаемой из сырья с уральских рудников. Она, как уверяют в Tchernov Cable, в музыкальном плане настолько же лучше сортов меди высокой степени очистки, насколько хорошая минералка на вкус приятнее дистиллированной воды. Заодно заметим, что едва ли не весь ассортимент Tchernov Cable производится на предприятиях российского ВПК. Участвовавшие в этом тесте образцы сделаны на чебоксарском заводе «Чувашкабель». А ещё более высокие по классу серии Classic XS SC, Reference IC и Reference SC (этот High End не про нас) производятся в ограниченных количествах в Особом конструкторском бюро кабельной промышленности («ОКБ КП») в Мытищах.
Начнем наши опыты с самого простого, недорогого, популярного у российских меломанов и уже имеющего немалый стаж межблочника Junior IC RCA. Это довольно гибкий сдвоенный коаксиал с сигнальными многопроволочными жилами из BRC сечением по 0,35 мм2. Жилы индивидуально изолированы комбинированным воздушно-пористым полиэтиленом и экранированы обмоткой из проволоки BRC с плотностью обмотки более 90%. Внешняя защитная оболочка — поливинилхлоридная с антистатической добавкой. Коннекторы RCA незатейливы внешне, но имеют позолоченные контакты и припаяны серебросодержащим припоем SFS/AG, разработанным по заказу компании в Японии. В сравнении с эталонной балансной линией Junior IC RCA передаёт звук ярче, звонче, немного выдвигая сцену. Но больше всего обращаешь внимание на изменения в басе. Гармонический рисунок становится беднее, низ передаётся монотонно, с затянутой динамикой. А вот деталировка как раз недурна. И в целом, если принимать в расчёт совсем скромную цену кабеля, вносимая им деградация в звучание не фатальна. В этом сегменте нередки случаи с куда более тяжёлыми последствиями.
Теперь переключаю тракт на кабель Standard 1 IC RCA — это один из двух новых интерконнектов, приходящих на смену Junior IC RCA. «Единичка» отличается тем, что в конструкцию введена дополнительная оболочка из твёрдого полиэтилена. На этот кабель монтируются и новые терминалы, в числе прочего, они сделаны заметно короче прежних для облегчения инсталляционной деятельности. Сравнение с эталоном показывает, что этот межблочник уже меньше проигрывает в отчётливости на НЧ. Тональный рисунок столь же яркий и звонкий, но деталировка богаче и тоньше. Бодрее и динамика, но сцена так же выдвинута, как и у Junior IC RCA. Без паузы, пока свежи впечатления, пробую пятиметровую версию Standard 1 IC RCA. Верхний регистр смягчается и отчасти вуалируется. Бас получается ещё более простым, что было, впрочем, ожидаемо. Сильнее размываются образы в пространстве. Но я хочу еще раз обратить внимание, что это всё — в сравнении с эталонной линией. Просто на примере пятиметрового Standard 1 IC отчётливо видно, как много теряешь в качестве с RCA-интерконнектом большой длины.
Ещё один любопытный экземпляр — кабель Standard 2 IC RCA, который также относится к бюджетной группе. Отличий от Junior IC RCA у «двойки» больше. Увеличено сечение центральной сигнальной жилы до 0,5 мм2. Изоляция сделана вообще тройной: твердый полиэтилен — вспененный — твердый. Этот образец оказался намного ближе к эталонной линии: почти не зажимается динамика, меньше потери гармонической информации в басе, едва ли не так же остро сфокусированы все КИЗ в пространстве. Особо отмечу снижение яркой подкраски на СЧ/ВЧ. Единственное, чего явно не хватает этому недорогому кабелю на фоне образцового — очерченности в передаче деталей, вместо неё какая-то искусственная шелковистость. А что покажет пятиметровая версия Standard 2 IC RCA? Деградация в динамике и микродинамике усиливается, но не так драматично, как у Standard 1 IC. Причём система с этим кабелем неожиданно раскрывается в новом свете: выделяется средний регистр (в хорошем смысле), эффектнее звучит медь и другие духовые, телеснее становятся образы... Правда, и воздуха в сцене чуть меньше. От потерь не уйти.
Подводя промежуточный итог: нельзя определенно сказать, что удлинение кабеля втрое дает нам такой-то и такой-то результат, для каждого интерконнекта эффект индивидуален. Интереснее даже, что, как выяснилось, изменения в звучании могут вовсе и не стать негативными, появляются возможности комбинирования. Например, если надо будет тянуть сигнал от головного устройства через весь салон по длинному кабелю, я теперь точно возьму чуть более дорогой Standard 2 IC RCA, а все остальные межкомпонентные соединения в системе оставлю для коротких кабелей Standard 1 IC, которые в своей ценовой группе дают весьма детальный саунд.
Межблочники более высокого уровня у нас представлены моделями Special IC RCA (одно время выпускались под обозначением Original Balanced IC RCA) и Special MkII RCA — соответственно, старой и новой. Это интерконнекты симметричной схемы, когда под общим экраном проходит пара изолированных между собой проводников, которые в RCA-подключении служат для «нулевой» и сигнальной линий. По сечению жил, материалу проводников и типу изоляции он идентичен «Юниору», только меди здесь вдвое больше. Принципиальное же отличие в том, что экран подсоединяется к «земле» лишь с одной стороны — на входном конце. Тут, как бы между прочим, замечу, что по канону заземлять экран принято, вообще-то, на приёмной стороне. Но черновцы, уверен (вернее, спросил, и мне ответили), экспериментально убедились в том, что «правильные» симметричные кабели вносят в звучание некое замедление, минорность и порой даже «срезают» динамику, а потому и сделали ровно наоборот. Проверяю догадку: подключаю Special IC RCA «против шерсти», но как бы правильно с точки зрения защиты от помех и получаю ясно различимый эффект сглаживания музыкального рисунка и ослабление темперамента. Если же включить его именно по стрелочкам, звучание выходит куда оптимистичнее. Даже в сравнении с эталоном Special IC RCA «играет» классно: довольно хорошо передаётся басовая структурность, пластична середина, ясен верх, хотя красивые тарелочные послезвучия всё же скуповаты.
Тот же Special в обновлённой версии MkII — фактически кабель другой конструкции. В нём жгуты из проволочек BRC диаметром 0,26 мм (в сумме дают сечение 0,35 мм2), индивидуально изолированы, а затем скручены. Делают кабель на высокоточном оборудовании, которое позволяет добиться более однородного нанесения каждого слоя диэлектрика: сперва вспененного, а затем твердого полиэтилена, что снизило внутреннюю электрическую ёмкость кабеля. Заодно в MkII ввели дополнительную воздушно-фторопластовую поясную изоляцию, которая получается перекрёстной обмоткой тефлоновыми лентами. Наконец, солиднее выглядят и терминалы, и внешняя поливинилхлоридная оболочка — благодаря ей кабель стал более гибким, что, думаю, инсталляторы оценят незамедлительно. В сравнении с эталоном звучит Special Mk II почти без потерь. Он сравним с ним по деталировке, даёт такой же нейтральный тональный баланс, ничего не меняет в звуковой сцене и не дотягивает до референса лишь по телесности пространственных образов. Эталон передаёт музыку так, что каждый звук кажется вещественным, а Special Mk II RCA немного добавляет иллюзорности. Но всё равно в этом кабеле по сравнению с прежним чувствуется существенный качественный шаг вперёд.
В ассортименте Tchernov Cable есть также Special с приставкой XS. Отличие от вышеописанных образцов состоит в применении патентованного многослойного экрана X-Shield (омеднённая лента из полиэтилетерефталата, 50-процентная навивка проводниками BRC, а затем снова омеднённая лента), который обеспечивает максимальную для кабеля коаксиальной конструкции защиту от помех. Сделанный по той же методике кабель прежнего поколения Special XS IC RCA, известный ещё как Original Balanced MS IC RCA, на фоне образцовой линии передает звук неожиданно мощно и плотно. Бас даже кажется несколько форсированным. Сцена чуть зажата, зато детальность на отличном уровне. Понимаю, почему этот кабель так полюбился меломанам. С ним, по ощущениям, музыка в системе звучит богаче и живее.
Теперь на смену прежнему по более точной и сложной технологии стали делать Special XS Mk II IC RCA, и он, как оказалось, по звуковому почерку кардинально отличается от предшественника. Нет форсирующего эффекта, не чувствуется притянутой за уши музыкальной щедрости. Он просто точен и чист. Почти как эталон. Совсем немного проигрывает в деталировке, но абсолютно один в один с эталоном в тональном балансе и пространственной передаче.
Замечу, что по вполне объяснимым причинам кабели с мощным экранированием обычно редко получаются нейтральными в плане воздействия на звук. Этот — одно из немногочисленных исключений, что делает его настоящей находкой не только для автомобильных аудиосистем высокого уровня, но и для самой нежной и чувствительной к внешним помехам домашней техники.