Артем Аватинян
Около двух лет назад «АудиоМагазин» знакомил читателей с тремя кабелями Tchernov Cable из верхней серии Reference: двумя межкомпонентными (для симметричного и несимметричного соединения) и акустическим. Немало воды утекло с тех пор. Отечественный бренд существенно прогрессировал: укреплялся его авторитет в России и за ее пределами, совершенствовались технологии и продукция. Настало время присмотреться и прислушаться к кабелю из новой, глубоко модернизированной серии со старым (известным с 2003 года) названием Classic.
Линия Classic подверглась масштабному обновлению в текущем году — спустя одиннадцать лет после ее премьеры в 2003-м; в названиях появился индекс MkII. В иерархии компании серия стоит ступенью ниже Reference. И еще несколько слов об индексах. Наличие букв XS указывает на реализацию в соответствующих моделях фирменной технологии X-Shield (патент РФ № 124837U) и как бы задает членение семейства на два уровня. В этот раз журнал исследует межкомпонентный кабель для несимметричного (небалансного) соединения Tchernov Cable серии Classic из подгруппы XS: Classic XS MkII IC RCA длиной 1 м.
Перед тем как перейти к традиционному для материалов рубрики «Испытательный стенд» описанию компонента на уровне железа, выскажу свое отношение к бренду Tchernov Cable.
Мне известно еще не более пяти кабельных компаний, которые можно сравнить с Tchernov Cable по глубине конструктивно-технологической (а порой и теоретической) проработки вопроса высококачественной передачи электрических музыкальных сигналов в аудиосистемах Hi-Fi / High End, что само по себе свидетельствует о серьезности подхода и не может не вызывать уважения. Ведь не секрет, что большинство производителей (даже весьма авторитетных) часто руководствуется принципами «не забиваем себе голову всякой ерундой», «делаем все по наитию» или «секрет фирмы плюс философский камень равно…».
Ниже я лишь обозначу, кратко прокомментирую и обобщу реализованные в рассматриваемом кабеле подходы и технологии. Сама компания дает достаточно полное их описание, к тому же — что бывает редко — хорошим языком (по-редакторски питаю слабость к грамотной письменной и устной речи). Вряд ли требуется подробно пересказывать все это сегодня, когда путь человека к любой информации сократился до дистанции, разделяющей его и компьютер. Вместе с тем, из стремления быть честным перед читателем и создателями продукции, я не стану изображать из себя физика-теоретика, да еще в соответствующей узкой области. Тут уместно вспомнить случай из педагогической практики выдающегося британского ученого Уильяма Томсона, лорда Кельвина (абсолютный температурный ноль по Кельвину). Как-то он спросил своего студента: «Скажите-ка, сэр, что представляет собой электрический ток?» Тот, замявшись, промолвил: «Я знал… но забыл». «Ну вот, — заключил Кельвин, — всего один человек на земле знал, что такое электрический ток, да и тот забыл». За более чем сто лет, прошедшие со дня смерти Кельвина, прояснилось немногое (мнение людей компетентных). И тем не менее…
Суть обновлений серии Classic заключается во внедрении в конструкцию ряда фирменных и, как выяснилось, высокоэффективных технологий. Очевидно, что технический смысл двухслойной пористой изоляции CAFPE и общей полувоздушной поясной изоляции SASDB состоит в эксплуатации свойств атмосферного воздуха как лучшего диэлектрика (на что указывают слова «полувоздушная» и «пористая»). Таким способом Tchernov Cable приближается к теоретически идеальной (как считают многие специалисты) архитектуре кабеля, которую можно определить как «проводник в воздушной оболочке».
Общепризнанно существенное влияние материала, структуры и архитектуры самого токопроводящего сердечника на качество (в нашем случае музыкальное качество) кабеля. Но многие производители ограничиваются приведением числа девяток, 5N, 6N и даже 7N, аббревиатуры OFC и т. д. Подход Tchernov Cable куда более серьезный, честный, детальный и в чем-то даже уникальный. Во всех кабелях компании используются жилы из меди BRC (Balanced Refinement Copper), вырабатываемой из уральской руды не только при строгом контроле и оценке количества примесей, но и с поэлементным их ранжированием по степени негативного влияния на звучание. Ряд фирм предъявляет интересующимся таблицы примесей, но лично мне неизвестны те, которые делают это на уровне Tchernov Cable.
В рамках трехслойной экранирующей системы X-Shield BRC-оплетка плотностью более 50% заключена между слоями медной фольги на PET-подложке.
Кабель заключен в двойную оболочку из SPVC (внутренний слой неокрашенный, а внешний тонирован при помощи экологически чистого красителя), облачен в плотный нейлоновый «трикотаж», терминирован новыми коннекторами Classic V2 с контактными частями из бериллиевой меди; контакты анодированы золотом (толщина покрытия 10 мкм).
Повторяю, я затронул фирменные технологии, внедренные в изделие Tchernov Cable, лишь телеграфным стилем (о причинах было сказано выше).
Classic XS MkII IC приятно рассматривать и держать в руках. Прослушивание вызывает положительные эмоции более высокого порядка.
Как мы знаем, в High End известны и пользуются спросом кабели двух звуковых типов: те, что выправляют перекосы и разнообразные «сколиозы» системы, возникшие в результате ошибок и обстоятельств ее компоновки, и те, что поддерживают имеющийся нейтралитет звучания. Tchernov Cable Classic XS MkII IC RCA следует отнести ко второй группе. Звуковые пробы с ним подтвердили, что наши контрольные соединители (как и система) хотя и достаточно нейтральны, но по сравнению с Tchernov Cable транслируют музыкальную материю с очевидными и значительными упрощениями, скользя по поверхности. Словом, не особенно вдаваясь в музыкальные подробности.
Достоинства рассматриваемого кабеля вряд ли проявятся достаточно полно (во всяком случае, они померкнут) в несбалансированной системе: кривое звучание кривым и останется. Кабель делает свою работу и не исправит чужих ошибок, для него требуется надежный системный фундамент.
В ходе экспертизы мне не приходилось напрягать слух и мозг, выслушивая и осознавая изменения, вносимые тестируемым компонентом. Позитивное влияние межкомпонентного кабеля обновленной серии Classic на звучание было настолько явным, что я решил отказаться от принятой в Hi-Fi-экспертизе и снижающей вероятность ошибочных оценок схемы тестирования ABA или ABABA (где A — компонент опорный, а B — тестируемый), ограничившись однократным сопоставлением (AB).
В качестве общего наблюдения замечу, что Classic XS MkII IC обеспечивает значительное увеличение музыкального разрешения по всем аспектам звуковоспроизведения, и особенно впечатляюще — в области тембрального разрешения. Он направляет вектор звуковых изменений не в сторону (уровень субъективных особенностей и отличительных черт на вкус), а вглубь (уровень разрешения), что дает основание аттестовать его вклад как объективно высокий и благотворный.
Поясню, что я подразумеваю под словами «значительное увеличение». Наиболее ценной и показательной для High End является, по-моему, способность компонента или системы конвертировать звучание (в том числе очень хорошее) в музыку. Кабель Tchernov Cable преодолевает эту демаркационную линию мгновенно (то есть ты сразу же это понимаешь) и неоспоримо — благодаря «значительному увеличению».
Для экспертизы я отобрал музыкально содержательные записи классики на компакт-дисках — те, которым полностью доверяю (уровень звукорежиссерской работы и качество звучания в целом) и которые позволяют судить о разных чертах звучания: тональном балансе, тембральном и пространственном разрешении, качестве нижнего регистра, способности передавать художественно-артистический потенциал, эмоциональный настрой и т. д.
Сразу же об очень многом сказал рояль Марка-Андре Амлена. Classic XS MkII IC формирует отношение к Амлену как к тонкому артисту и феноменальному виртуозу уровня Горовица или Гилельса, а не просто пианисту, демонстрирующему эффектные клавиатурные фокусы. Само звучание инструмента сделалось телесным (прежде оно было мелковатым и чуточку игрушечным), объемным, обозначились деревянные резонансы корпуса и отклики помещения, в котором производилась запись Hyperion.
Очень важно, что тембр большого концертного Steinway стал восприниматься в целом как полностью убедительный, без малейших нежелательных флуктуаций и проявлений неестественности во всем огромном диапазоне (по широте частотного охвата рояль уступает только органу). Слух не улавливал никаких «усилителей вкуса» в виде приоритета одного из компонентов звучания или псевдопуристской стерилизации музыкальной материи. Благодаря передаче естественных затуханий звуков без разреживания или разжижжения тембра даже в области слияния звучания с тишиной (затухания были разными по длительности и динамике в разных регистрах: очень длинными в контроктаве и сливающимися с акустическим воздухом в четвертой октаве) и возникновению естественных интонационно-пространственных связей в межзвуковом пространстве стали осмысленными и художественно значимыми паузы — важнейший и самый недооцененный компонент музыки. Именно звучание рояля — наиболее сложного для записи и воспроизведения музыкального инструмента — выявило редкий тональный нейтралитет кабеля и способность углублять тембральное разрешение ровно во всем звукочастотном спектре.
Представление сложнейшей партитуры «Весны священной» Стравинского или «Реквиема» Дж. Раттера показало, что Classic XS MkII IC в состоянии создавать красивый и естественный акустический объем с ясным звукосценическим сюжетом, высветлять оркестровую полифонию и тембровую палитру и — скажу еще раз — наполнять музыкальным смыслом паузы и межзвуковое пространство без ущерба для прозрачности и целостности восприятия. Он транслировал нижний регистр (10-й трек записи «Весны»), не скрадывая его глубины, энергетики и тембральной структуры, а передавая лишь то, что есть в фонограмме (и, разумеется, то, что позволяют передавать остальные компоненты системы).
Кабель ничуть не притуплял острой атаки при воспроизведении аудиофильских записей гитары, в том числе в ансамбле с флейтой. Характерно, что в звучании флейты специфический шорох воздушной струи воспринимался неотрывно от собственно музыкальной линии (раньше они передавались как бы слегка по отдельности).
Еще одно наблюдение: с кабелем Tchernov Cable звучание стало существенно менее шумным; как мне представляется, из-за улучшения передачи краев динамического диапазона (макро- и микроуровни). Какая бы музыка ни звучала с Classic XS MkII IC, чувствовались редкий и ценный академический тонус и строгость совершенно без сухости или стерильности. По этой причине вполне уместным представляется присутствие в названии слова «Classic». Введение в контрольный тракт межкомпонентных кабелей Tchernov Cable обновленной серии Classic оказывает несомненно позитивное и глубокое гармонизующее воздействие на звучание и восприятие музыки. Вообще вклад того или иного аудиокомпонента в звуковой результат может оцениваться двояко: объективно (звучание объективно улучшилось или ухудшилось) и по принципу «кому что нравится». Достоинства Tchernov Cable Classic XS MkII IC носят объективный характер…Перефразируя О. Генри, замечу, что слова — плохая замена музыке (помните, в «Вожде краснокожих»: «песок — плохая замена овсу»?) Все это стоит услышать. Во время тестирования я не раз думал: каким был бы эффект от включения в тракт наряду с межкомпонентным также акустических и сетевых кабелей Tchernov Cable?
Приятно констатировать, что отечественный бренд Tchernov Cable предлагает продукцию самого высокого мирового уровня. Межкомпонентный кабель Classic XS MkII IC способен уверенно конкурировать с более дорогими моделями других марок.
Межкомпонентный кабель Tchernov Cable Classic XS MkII IC RCA 20 300 руб.
Длина: 1 м
Использованные фирменные технологии:
BRC (Balanced Refinement Copper), CAFPE, SASDB (Semi-Air-Spaced Dielectric Binding), X-Shield
1. «Etudes». Marc-André Hamelin (Hyperion, CDA67789)
2. Stravinsky. «Rite of Spring». Ivan Fischer (Channel Classics, CCS SA 32112)
2. John Rutter. «Requiem. Five Anthems» (Reference Recordings, RR57-CD)
3. «Accentuations. Guitar Impressions» (Dynaudio)
4. «Midnight at Notre-Dame». Oliver Latri (Deutsche Grammophon, 4748162)
5. Patricia Petibon. «Nouveau Monde» (Deutsche Grammophon, 4605036712522)