ГОТОВЬ КАТЕР ЗИМОЙ. ЧАСТЬ 3

26.01.2017
В предыдущих статьях я уже разобрал возможности головного устройства для "морской" системы и протестировал "всепогодный" усилитель JL Audio. Для полноты картины остались акустика и сабвуфер. Сабвуфер оставлю на потом, он, кстати, тоже будет интересен не только для "моряков", а пока что детально разберу возможности акустики. В принципе, её тоже можно использовать не только на воде, но и вообще для любой техники активного отдыха.

Чтобы не искать, сразу приведу ссылки на остальные статьи из этой серии тестов: 

2503.jpg

ДЛИННАЯ МАРКИРОВКА? НЕ ПРОБЛЕМА!

Название акустики, конечно, с первого раза выглядит страшно и непонятно. JL Audio M770-TCS-SG-TB – во как завернули. Впрочем, если знать принцип, то всё оказывается довольно просто. Так уж заведено у JL Audio – умещать в индексы модели огромное количество информации. 

M770 – морская серия, типоразмер 7,7 дюйма. Да, это не привычные 6,5 дюймов, динамики крупнее, из-за чего специально под них пришлось выпиливать установочные кольца в корпуса для прослушиваний/измерений. 

TCS – Tower Component System. Название взялось вот откуда. Тауэры – это такие дуги или даже целые конструкции на катере, за которые цепляются тросы для буксировки, например, водного лыжника. Ну и ещё они служат креплением для всякого рода устройств, начиная от прожекторов и заканчивая акустикой в торпедообразных корпусах. 

Правда, корпуса для своей "морской" серии JL Audio предлагает отдельно, но обозначение TCS означает, что данные динамики спроектированы именно для работы в тесных объёмах. Мне кажется, логика в этом есть, ведь небольшие объёмы в качестве акустического оформления могут найтись и в конструкции самого катера (багги, снегохода, нужное подчеркнуть), и тогда корпус покупать будет незачем. 

В случае чего, кроме TCS есть ещё версия CCS – Cockpit Component System, это уже более привычные free-air динамики, которые можно врезать куда угодно, и выгораживанием объёмов уж точно не париться. 

SG – это тип гриля. Есть классические грили сеточкой, но в нашем случае это Sport Grille в виде фирменной звезды с шестью двойными лучами. 

TB – а это просто цвет гриля и динамиков, Titanium и Black. 

JL-sp-m-1.jpg

И, кстати, о грилях. Фирменная фича "морской" серии JL Audio – в комплекте идёт сразу несколько шильдиков с логотипами, из которых можно выбрать любой подходящий по цвету – чёрный, красный или серебристо-серый. 

КОНСТРУКЦИЯ

Динамики построены на оригинальной пластиковой корзине. Причём, пластик здесь очень жёсткий и крепкий. На вид это даже не ABS, который используется чаще всего в таких случаях, а что-то своё. JL особо подчёркивает, что жёсткость, например, стеклопластикового борта при установке динамика не страдает, а напротив, даже повышается. Когда держишь динамик в руках, в это охотно верится – жёсткость вообще каменная. 

JL-sp-m-3.jpg

Диффузоры выполнены из полипропилена. На мой взгляд, это самый уместный материал, когда речь идёт о влагозащищённом исполнении. Кстати, сами диффузоры достаточно жёсткие для этого материала. Во-первых, они сами по себе немного толще, чем обычно принято делать. А во-вторых, конус имеет криволинейную образующую, так что жесткость ещё и геометрией обеспечивается. 

JL-sp-m-4.jpg

С "изнанки" динамика всё выглядит почти как обычно. Разве что все проводники и соединения здесь герметично закрыты. Включая подводящие провода – они одеты в полимерные трубочки. Открытыми остаются только непосредственно сами клеммы подключения. 

JL-sp-m-5.jpg

Отдельных кроссоверов в комплекте нет, коробка содержит только НЧ/СЧ динамики и твитеры (ну и плюс монтажная мелочёвка, разумеется). 

JL-sp-m-6.jpg

На самом деле кроссоверы являются частью конструкции НЧ/СЧ динамиков. 

JL-sp-m-7.jpg

Кросс, конечно, можно снять, но разобрать и заглянуть внутрь без вандализма всё равно не получится. 

JL-sp-m-8.jpg

Так что подключение получается совсем простым. 

JL-sp-m-10.jpg

Твитеры решены в общем стиле с НЧ/СЧ динамиками. 

JL-sp-m-11.jpg

Хоть эта акустика и предназначается для работы на повышенной громкости, излучающие мембраны у твитеров здесь шёлковые. Впрочем, как потом выяснилось на измерениях, это не помешало получить весьма приличную чувствительность. Короткий рупор работает на верхнем краю звукового диапазона, это будет хорошо видно на АЧХ. 

JL-sp-m-12.jpg

В комплекте идут чашки для монтажа на поверхность и врезного монтажа. Чашек для крепления под углами нет, да я и сомневаюсь, что для "наружного" применения они нужны. Пластик такой же, как и у корзин НЧ/СЧ динамиков, из-за чего чашки получились неожиданно тяжелее обычного. 

И, кстати, снова о внимании к мелочам – каждая чашка крепится к поверхности или на вырезанное отверстие через прокладку, которая обеспечивает герметичность. 

JL-sp-m-13.jpg

JL-sp-m-14.jpg

ИЗМЕРЕНИЯ

Поскольку специфика применения акустики несколько отличается от общепринятых автомобильных правил, к измерениям тоже пришлось подойти соответствующе. Первым делом измерил отдельно сами НЧ/СЧ динамики и твитеры, чтобы понимать, как они вообще могут работать – это я и так всегда делаю. А вот снимать их АЧХ при подключении к кроссоверу не стал, потому как устанавливаться они будут в большинстве случаев рядом, а значит, правильнее будет снять общую АЧХ всей системы в сборе. 

Впрочем, обо всём по порядку. Для начала импеданс и параметры. А заодно и прикидки акустического оформления:

sp-m-1.gif
Импедансные кривые для компонентов JL Audio M770-TCS-SG-TB
  • Красная кривая – импеданс НЧ/СЧ динамика
  • Синяя кривая – импеданс твитера
  • Фиолетовая кривая – импеданс акустической системы в сборе с кроссовером
Параметры НЧ/СЧ динамика:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 60 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 16 л
  • Qms (механическая добротность) – 9,98
  • Qes (электрическая добротность) – 0,40
  • Qts (полная добротность) – 0,39
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 17 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,9 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,2 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 91,4 дБ
Магнитная система у JL Audio M770-TCS-SG-TB достаточно мощная. По крайней мере, BL здесь выше, чем у подавляющего большинства обычных 6,5-дюймовых динамиков. Это не только сказалось на чувствительности, за счёт этого снизилась электрическая, а вслед за ней и полная добротность. 

Так что динамик действительно нужно ставить в компактный корпус, free-air для версии TCS противопоказан. Прикидки в программе показали, что динамики можно спокойно ставить в закрытые корпуса объёмом от 6 литров или же соорудить для них фазоинверторное оформление. 

2518.jpg
Прогнозируемые АЧХ в открытом пространстве при установке динамика в ЗЯ 6 литров (синяя кривая) и ФИ 12 литров/70 Гц (красная кривая)

Вариант компактного ФИ – корпус с чистым объёмом 12 литров и круглым портом диаметром 6 см и длиной 8 см (настройка примерно на 70 Гц). В последнем случае особенно важно не забыть включить на усилителе ФВЧ и настроить его не ниже 75-80 Гц. Впрочем, для ЗЯ это тоже не возбраняется. 

Измерения АЧХ

Сначала АЧХ отдельно для НЧ/СЧ динамика и твитера при включении без кроссовера (НЧ/СЧ динамики в боксах порядка 15 литров). 

sp-m-2.gif
АЧХ НЧ/СЧ динамика отдельно, без кроссовера

sp-m-4.gif
АЧХ твитера отдельно, без кроссовера

  • Красная кривая – АЧХ по оси динамика
  • Синяя кривая – АЧХ под углом 30 градусов
  • Зелёная кривая – АЧХ под углом 60 градусов
Кстати, камушек в огород любителей "громких фронтов". Конечно, никто не ждёт от громкой акустики аудиофильской АЧХ, но кто сказал, что на ней должны быть горбы как в горах Монголии? Оказывается, она может звучать громко, но при этом не орать как истеричная тётка в старый телефон. 

А теперь собираю всё воедино и подключаю через кроссовер. Расстояние между НЧ/СЧ динамиком и твитером минимальное, всего несколько сантиметров. Измерительный микрофон на расстоянии 70-80 см. Уровень сигнала выставлен приблизительно, чтобы просто получить уровень давления между 90 и 100 дБ.

sp-m-5.gif
АЧХ акустической системы JL Audio M770-TCS-SG-TB в сборе, расположение твитера и НЧ/СЧ динамика максимально близкое

  • Красная кривая – подключение динамиков с соблюдением полярности
  • Фиолетовая кривая – твитер включен в противофазе
При нормальном включении появляется небольшой горбик в области совместной работы НЧ/СЧ динамика и твитера, но для работы на открытое пространство это некритично. Второе измерение с противофазным включением твитера было сделано скорее ради интереса, но кое-какие выводы по нему тоже сделать можно. К примеру, теперь точно видно, что НЧ/СЧ динамик передаёт эстафету твитеру где-то в области 3-6 кГц. Ну и плюс лишний повод напомнить, что полярность подключения – это тоже один из инструментов настройки системы. 

ВЫВОДЫ

Всё как и заявлено производителем – динамики адаптированы для работы в компактных корпусах. Причём, по моим прикидкам они получились универсальными – их можно и в ЗЯ поставить, и попробовать ФИ. Хотите free-air – выбирайте вариант этих же динамиков, но с маркировкой CCS (Cockpit Component System) вместо TCS. 

Понравилось, что в динамиках явно приняты меры по выравниванию АЧХ. Чувствительность у них довольно высокая, но при этом нет характерных "резаков", которые создают ощущение повышенной громкости, но при этом делают звук гадким и крикливым. Нормальный тональный баланс для громкой акустики, к сожалению, сегодня большая редкость. 

+
Крепкие корзины динамиков
Продуманная конструкция, хорошая влагозащита
Хорошо работают в компактных ЗЯ и ФИ
Достаточно ровный тональный баланс

-
Просто врезать в борт не получится, но на то есть версия CCS
Цена не самая низкая

Антон Николаев, CarMus.ru
Ссылка на оригинал



Награды

https://www.traditionrolex.com/18