ГОТОВЬ КАТЕР ЗИМОЙ. ЧАСТЬ 1

23.01.2017
Как человек, родившийся и выросший на Волге, всегда питал слабость к водной технике. Поездки на катере на островные пляжи, рыбалка на глубине, уха на костре – всё это сразу же всплывает в памяти, стоит только заслышать плеск волн о борта. Может быть, именно поэтому с таким воодушевлением принял возможность изучить "водную" технику от JL Audio. Тем более, что получилось подобрать для этого полную аудиосистему.

Полагаю, для многих этот тест будет актуальным именно сейчас, зимой. Во-первых, многие серьёзные проекты по озвучиванию судов как раз приходятся на зиму, когда они перемещаются на сухие сезонные стоянки. Во-вторых, ничто не мешает использовать некоторые из этих компонентов для снегоходов, квадроциклов, багги. Правда, JL Audio всё же разделяет серии Marine и Power Sport, но эта граница, между нами говоря, довольно зыбкая, так что область применения "водного" аудио на самом деле одной только водой не ограничивается. 

Чтобы не мешать всё в кучу, разберу каждый компонент по-отдельности. Сегодня начну с головного устройства MediaMaster 100s, потом продолжу усилителем, акустикой и сабвуфером: 

  • Тест 6-канального усилителя класса marine JL Audio M600/6
  • Тест акустических систем класса marine JL Audio M770-TCS-SG-TB
  • Тест сабвуфера класса marine JL Audio M10IB5-SG-TB

  • mm-1.jpg

    Вообще, MediaMaster 100s – штука довольно интересная и незаурядная. Впервые JL Audio засветил его на выставке CES-2016 в Лас-Вегасе, и многие спецы обратили на него особое внимание. "Водных" головных устройств в последнее время немало, но фишка "медиамастера" в том, что с ним легко построить грамотную многозонную систему. А это для катера – вещь очень и очень полезная. 

    ЧТО ТАКОЕ МНОГОЗОННОСТЬ И ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА?

    Вот вам навскидку несколько вариантов, как может работать аудиосистема на катере. 

    Во-первых, когда катер стоит у пляжа, аудиосистема работает на открытое поле. В этом случае акустику логично строить по принципу "звукового прожектора", концентрирующего звуковую энергию в узком луче, "бьющем" на большое расстояние. Так, например, строится вся акустика, работающая на открытых концертных площадках (по-хорошему, это полезно бы знать и "сухопутным" любителям громких систем). 

    Во-вторых, система должна работать на пространство самого катера. Тут вроде как тоже открытое пространство, но сама площадка ограниченная, и нужно организовать эдакий sound spot – эффективно сконцентрировать звуковую энергию уже на небольшой площади. Плюс к этому, ещё и с шумом волн и мотора надо как-то справиться. А это значит, что расположение и настройка акустики должны быть совершенно другими, чем в первом случае. 

    В-третьих, каюта. Это уже полностью закрытое пространство, и здесь система снова должна быть построена по-своему, не так, как в первых двух вариантах. 

    Собственно, в этом и есть главная фишка JL Audio MediaMaster 100s – он умеет организовать сразу несколько зон, которые можно настроить почти независимо друг от друга. Причём, гибкость, с которой он это делает, снимает практически все ограничения. Впрочем, обо всём по порядку. 

    mm-2.jpg

    КОНСТРУКЦИЯ

    "Медиамастер" заметно отличается от автомобильных ГУ. В первую очередь, пропорциями корпуса – они не привязаны к стандарту DIN. В водной технике, собственно, это и не требуется. Для особо дотошных – размеры передней панели 10 х 15 см 

    mm-3.jpg

    Заявленный класс пыле- и влагозащиты – IP66. Чтобы не копаться в классификациях, я уже это сделал за вас. Вот что IP66 означает на формальном языке: "Полная защита от проникновения (полностью исключено попадание пыли). Защита от кратковременного затопления (противоштормовая защита)". В общем, можно спокойно ставить даже на открытой палубе. 

    mm-4.jpg

    С тыльной стороны все вводы в корпус тоже выполнены герметично. Некоторые разъёмы имеют влагозащищённое исполнение, а о защите, например, RCA придётся позаботиться отдельно. 

    С ЧЕМ РАБОТАЕТ JL AUDIO MEDIAMASTER 100S?

    В первую очередь, это смартфон или планшет и USB-флешка. Есть вход AUX и, конечно же, радиотюнер. Поскольку к AUX могут быть подключены самые разные источники, его чувствительность можно менять прямо из меню. Диапазоны радиотюнера настраиваемые, в том числе есть и российская частотная сетка вещания. В общем, всё продуманно. Вдобавок, "медиамастер" может управлять тюнером спутникового вещания SiriusXM, но для нас это не особо актуально. 

    AUX и USB выведены "хвостами" с тыловой стороны аппарата, и это, на мой взгляд, вполне логично – с разъёмами на передней панели ни о какой герметичности не было бы и речи. 

    mm-5.jpg

    Как обычно делают в таких случаях, USB нужно будет удлинить. В принципе, подойдёт любой удлинитель, но JL Audio предлагает для этого дела собственный аксессуар – совмещённые разъёмы USB и AUX. Мне такой не достался, так что стырил фотку с официального сайта:

    mm-6.jpg

    Кстати, к USB можно подключить не только флешку, но и любой iPhone, подключаемый по Lightning-кабелю (т.е., начиная с iPhone 5). На момент теста заявлена поддержка вплоть до iPhone 6s+, но, полагаю, это не последнее ограничение, прошивка аппарата поддаётся апгрейду. 

    ПОДКЛЮЧЕНИЕ К ШТАТНОЙ ЭЛЕКТРОНИКЕ КАТЕРА

    Во времена моего детства понятие "электроника катера" сводилось к аккумуляторному дальнобойному фонарю с маяком. Сегодня катера порой нашпигованы электроникой покруче иных автомобилей – мониторы, эхолоты, радары, навигация, радиосвязь… И всё это соединено не километрами проводов, а CAN-шиной по подобию автомобильной. 

    mm-7.jpg

    MediaMaster 100s можно завязать со штатным оборудованием через такую CAN-шину – найти нужные провода в штатной проводке и подключиться к ним. Причём, возможность обновления прошивки теоретически позволяет аппарату работать с разными моделями катеров и добавлять со временем новые возможности (наподобие CAN-модулей для автомобильных сигнализаций, для которых периодически выходят новые прошивки). Подробностей на этот счёт у меня пока нет, но сам факт, считаю, заслуживает внимания. 

    КАК РАБОТАЕТ JL AUDIO MEDIAMASTER 100S

    Управление

    Управлять "медиамастером" оказалось не сложнее, чем обычным автомобильным ГУ. Экрана размером 3,5 дюйма хватает, чтобы не напрягать зрение – пиктограммы и шрифт крупные, контраст достаточный. 

    mm-8.jpg

    Можно выставить дневной и ночной режимы с разными "темами". По умолчанию включена светлая тема, но мне больше понравилась тёмная, её и оставлю. 

    mm-9.jpg

    Работа с USB

    Вообще, чувствуется, что чтение USB-носителей здесь факультативно, основной источник – это всё же Bluetooth. Тем не менее, необходимый минимум присутствует – последовательное переключение треков, перемотка и пауза. Можно запустить файлы вперемешку. 

    mm-10.jpg

    Найти конкретный файл можно, нажав на кнопку menu под энкодером – она запускает режим навигации по флешке. 

    mm-11.jpg

    Из существенных ограничений – невосприимчивость аппарата к кириллице в названиях файлов и тэгах. И ещё аппарат не признаёт файловую систему NTFS, только FAT32. 

    Зато совершенно случайно обнаружилась одна недокументирвоанная фича. Заявлена поддержка только базовых форматов – MP3, WMA и WAV, но если взять файл FLAC и поменять расширение на WAV, то он тоже будет воспроизводиться. Правда, только с обычным разрешением, не Hi-Res. 

    Работа Bluetooth

    По Bluetooth "медиамастер" работает как любая гарнитура. Вернее, почти как гарнитура. Аппарат принимает потоковое аудио, но при этом не лезет выступать в роли hands-free, а потому абсолютно не реагирует на поступающие звонки. На мой взгляд, в данном случае это самый удобный вариант работы. 

    Навигация по содержимому смартфона недоступна, лишь переключение треков и пауза (профиль AVRCP поддерживается только версии 1.4). Впрочем, в случае чего, нужный трек можно найти и на самом смартфоне. Лично я пользуюсь программным плеером EZ Folder Player, но тут у каждого наверняка будут свои предпочтения. 

    mm-12.jpg

    Замечу особо, при передаче аудио по Bluetooth "медиамастер" использует кодек AptX. Кто не в курсе, он основан на lossless-сжатии (чем-то похоже на FLAC). Так что все вопросы к максимально возможному качеству звучания снимаются. 

    КАК НАСТРАИВАЮТСЯ ЗОНЫ?

    А вот теперь, наверное, самое интересное в этом аппарате. Итак, он имеет четыре пары линейных выходов – четыре зоны воспроизведения. Каждую зону можно сконфигурировать прямо из меню: 

    mm-13.jpg

    Первая зона – основная. С ней всё понятно, регулятор громкости и настройки звука работают непосредственно на первой паре выходов. Всё как обычно. А вот с остальными зонами уже интереснее. 

    Вторая зона (вторая пара выходов) может либо полностью дублировать первую зону (Relative), включая громкость и настройки тембра, либо управляться самостоятельно (Absolute). При этом громкость регулируется либо пропорционально первой зоне, либо выставляется фиксированное значение (полагаю, это для случаев, когда к "медиамастеру" подключаются опциональные пульты управления MMR-20 – есть у него такая возможность). 

    mm-14.jpg

    Сами пульты, к слову, выглядят вот так. Кроме управления громкостью на них выведены несколько основных функций управления воспроизведением. 

    mm-15.jpg

    Настройки тембра тоже либо дублируют первую зону (Same as Main Zone), либо выставляются свои (Independent Tone Control). 

    mm-16.jpg

    Третья зона (третья пара выходов) может настраиваться так же, как и вторая, или же быть сконфигурирована как выход на сабвуфер для основной зоны. В последнем случае, соответственно, громкость тоже будет меняться вместе с первой зоной.

    mm-17.jpg

    Широких настроек сабвуфера вроде фильтров или полярности тут нет (это можно настроить на усилителе), но можно задавать относительный уровень саба. По большому счёту, этого вполне достаточно для оперативного управления системой. 

    mm-18.jpg

    Четвёртая пара выходов имеет фиксированный уровень выходного сигнала (кстати, можно выставить – 1 В, 2 В или 4 В). Полагаю, её логичнее использовать для связывания нескольких систем. 

    mm-19.jpg

    Например, вы ставите на палубе JL Audio MediaMaster 100s, и он работает как источник для систем на открытое пространство. А в каюте ставите отдельную систему со своим источником и заводите четвёртые выходы "медиамастера" на его AUX вход. Получаются как бы две независимо работающих системы, но при этом логично объединённых между собой. 

    ВЫВОДЫ

    В общем, гибкость зонирования у "медиамастера"просто выдающаяся. Лично я пока не представляю себе ситуацию, когда для катера среднего размера может не хватить его возможностей. 

    Да, придраться тоже есть к чему. Аппарат слишком прост при работе с USB-флешками, что даже в автомобильных магнитолах начального уровня уже моветон. С другой стороны, всё говорит о том, что USB здесь и не главное, основной упор сделан на Bluetooth. Да и поддержка кодека AptX намекает о всей серьёзности подхода. 

    Так что если сравнить все плюсы и минусы MediaMaster 100s, то плюсов всё же окажется больше. Главное, грамотно подобрать остальные компоненты и нормально построить саму систему. Но об остальных протестированных компонентах расскажу отдельно. 

    +
    Просто выдающаяся гибкость в построении многозонных систем
    Возможность завязки со штатным оборудованием по CAN
    Простое и удобное управление, большой контрастный экран
    Передача по Bluetooth использует lossless-кодек

    -
    Работа с USB – не самая сильная сторона аппарата

    Антон Николаев, CarMus.ru.
    Ссылка на оригинал


    Награды

    https://www.traditionrolex.com/18