Камертон для меломана
Многие компании, ранее специализировавшиеся только на выпуске домашней акустики или электроники, теперь стали производить ещё и такой востребованный товар, как стереотелефоны. Но пока не у всех, надо признать, это получается хорошо. У изделий какого-нибудь известного хай-файного брэнда, к примеру, может быть потрясающий дизайн, но затем выясняется, что звучат они так себе. Или в пользовании неудобны, или слишком дороги. В случае же с этими моделями всё наоборот.
Прямо скажу — я не пришёл в восторг от внешнего вида Focal Spirit Professional, хотя сделаны они добротно и качественно. Инженеров даже стоит похвалить за продуманную и компактную конструкцию шарнирных подвесов — они допускают складывание, имеют три степени свободы, удобно регулируются... Но в дизайне Spirit Professional нет ничего такого супертехнологичного, что всегда выделяло продукцию Focal. Напротив, чувствуется нарочитая аскетичность — цилиндрические чашки из пластика с покрытием, имитирующим молотковую эмаль, как будто позаимствовали у винтажных студийных наушников. Накладные амбушюры, обтянутые кожей, сделаны из эластичной полимерной пены, имеющей свойство запоминать форму. Правда, за неделю пользования скорее мои уши приспособились к форме амбушюров, чем наоборот. И предварительно пришлось слегка разогнуть оголовье, чтобы снизить давление на череп...
Но на этом претензии исчерпываются. Сереотелефоны имеют съёмный кабель, причём в комплекте их два: короткий, «гарнитурный», с кнопкой управления воспроизведением и встроенным микрофоном, и «домашний» — витой, длинный и прочный. Переходник с маленького «джека» на обычный с резьбовой фиксацией. Для хранения прилагается ещё и фирменный тканевый мешок. Похвалю и уровень шумоизоляции — по этому критерию Spirit Professional и впрямь соответствуют классу профессиональных.
Но главное достоинство этой модели — звучание. Не полагайтесь на первое впечатление: сначала покажется, что саунд сухой и грубый, а деталировка по верху хотя и обильная, но не слишком разборчивая. Так будет до тех пор, пока динамические головки не разомнутся как следует, на что уйдёт не меньше суток непрерывного прогрева. После этого всё кардинально меняется.
Для закрытых телефонов Spirit Professional потрясающе линейны. Нет не то чтобы выраженных «чашечных» резонансов — нет даже намёка на них! Я долго пытался найти следы вносимой телефонами подкраски и уже, казалось бы, выявил их — где-то в области 140 — 220 Гц были признаки повышенного тонального возбуждения. Но стоило сменить телефонный усилитель, и стало ясно, что виновны были не наушники. К слову, о совместимости. Реальная чувствительность Spirit Professional не слишком высока, тем не менее, как показал опыт, они без проблем согласуются со смартфоном или нотубуком с маломощными выходами и обеспечивают вполне приемлемую динамику воспроизведения. С мощными усилителями также проблем не возникает — они для них лёгкая нагрузка и обладают поразительной перегрузочной способностью.
Вернусь, однако, к базовым характеристикам. Звучание нисколько не зажато по динамике. Воспроизводимая полоса субъективно очень широка. Диапазон вниз кажется бесконечным, весьма достоверно воспроизводятся даже инфранизкие составляющие. Средний регистр может служить буквально образцом тембральной точности и деталировки. В записях слышны мельчайшие дефекты, что настраивает на аналитический лад при прослушивании. Но есть место и живой пластике, просто её начинаешь замечать не сразу, а минут через десять-пятнадцать. Верхняя полоса вообще передаётся в традициях топовой акустики Focal. Чуть сухой почерк, зато прозрачная воздушность и исчерпывающая деталировка — почти такая, как у иных телефонов электростатического или изодинамического типа. Причём тональная картина почти не «уплывает», когда «чашки» прилегают к ушам с некоторым смещением, что для меня совсем удивительно. Вот поэтому Spirit Professional вполне могут служить эталоном для оценки линейности при настройке большой аудиосистемы. Важно соблюсти лишь одно условие — калибровать свой слух телефонами следует на громкости между средней и высокой. На пониженных уровнях возникает желание слегка подкорректировать АЧХ, подняв на пару децибел область возле 80, 400 и 8000 Гц. И то — не ради формальной линейности, а ради более естественной и комфортной динамики, чтобы чуть плотнее воспроизводились рабочий бас, вокал, струнные...
Ссылка на оригинал статьи