Если из всех компонентов, необходимых для прослушивания музыки, у вас пока есть только компьютер и любимый смартфон, при этом вам нравится быть на острие прогресса, пользоваться модными современными технологиями и не хочется громоздить в комнате несколько объемных блоков и тянуть между ними провода, тогда специально для вас существуют минималистичные и очень технологичные варианты решения проблемы. Например, Focal Easya.
Золотой век классического аудио, с виниловыми «вертушками», CD-проигрывателями, большими горячими усилителями и муками по подбору проводов в систему, медленно, но верно преобразуется во что-то иное под решительным натиском прогресса. К этому процессу можно относиться по-разному; в частности, ваш автор считает себя ортодоксом и по-прежнему голосует обеими руками за сложную и капризную в сборке-настройке классику, несмотря на все искушения современного минимализма. При этом технические новинки появляются на рынке с такой скоростью, что даже человек средних лет невольно начинает чувствовать себя замшелым динозавром. Но динозавры, как известно, вымерли в процессе эволюции. Чтобы это не случилось и с нами, волей-неволей приходится как-то адаптироваться и внимать новым веяниям, пришедшим из компьютерного мира и теперь в изобилии присутствующих в сфере аудио. Любителям портативной техники в этом смысле проще – им давно примелькались словечки наподобие Kleer или Bluetoothс поддержкой aptX, а также разные попытки обмануть природу слуха в форматах со сжатием. Динозаврам-ортодоксам, как и полагается, труднее, но попробовать можно. В конце концов, оценки звучания не зависят от разрядности или частоты сэмплирования, доступных для нового прогрессивного протокола, как и от непривычных аббревиатур в названии этого протокола. Традиционнейшая вещь – слух – реагирует на традиционнейшие же ценности, как то: тембральное разрешение, тональная ровность и музыкальность. Этим и займемся.
При желании сократить до минимума количество блоков и проводов в домашней системе разумно взять за основу активную акустику – в напольных корпусах поместятся усилители и ЦАП (сигнал на беспроводные АС поступает, естественно, в цифровом виде). Еще добавим внешнюю небольшую коробочку с беспроводным сетевым приемником-передатчиком и получим решение, в минимальном варианте дополнительно требующее только компьютер (планшетный компьютер или смартфон). При желании коробочку можно оснастить цифровыми входами для проводного соединения, скажем, с транспортом дисков CD, добавить порт USB, а для полноты картины поставить внутрь плату АЦП и сделать даже аналоговые входы. Все перечисленные выше опции реализованы в FocalEasya, но тут все относительно привычно. Интереснее поговорить о другом.
Как известно, вариант беспроводного соединения для различных персональных гаджетов, называемый Bluetooth, имеет проблемы с качеством передачи аудиосигнала, а также с помехоустойчивостью и стабильностью работы канала. Для решения проблемы предлагается два направления – улучшать процесс передачи данных по беспроводному каналу либо оптимизировать и хорошо «упаковывать» сами файлы, чтобы они лучше и без потерь передавались. Второе, впрочем, не отменяет работу над ошибками по первому пункту. Условно говоря, в первом направлении действует протокол Kleer, который обеспечивает передачу данных в том же радиочастотном диапазоне 2,4 ГГц, что и Bluetooth и другие беспроводные сети, но работает оптимальнее и экономичнее за счет меньшего числа задействованных каналов, меньшего времени работы самого передатчика, лучшей помехозащищенности и возможности передавать данные нескольким принимающим устройствам одновременно. В своих АС инженеры компании Focal использовали эту возможность для связи внешнего приемника-передатчика с колонками. При этом технический предел Kleer по разрешению файлов в настоящий момент составляет 16 бит/44,1 кГц, что определяет максимальное разрешение аудиотреков, передаваемых на встроенные ЦАП АС. С другой стороны, создатели Bluetooth последние 10 лет не почивали на лаврах, создавая новые версии этого протокола, и ввели в оборот аудиокодек aptX (алгоритм сжатия данных при передаче и потоковом вещании, сохраняющий высокое качество звука), позволяющий передавать файлы с разрешением аж до 24 бит / 96 кГц, с заявленной гарантированной полосой частот до 20 кГц и динамическим диапазоном 120 дБ. В Focal не упустили и этот момент, снабдив свой приемник-передатчик опцией приема aptX-кодированных данных через Bluetooth (конечно, чтобы это работало, передающее устройство – компьютер, планшет, коммуникатор – должны иметь поддержку aptX, иначе передача будет идти в обычном режиме). И также надо учесть, что, несмотря на возможность подачи на вход треков высокого разрешения, они все равно будут пересчитаны в 16 бит/44,1 кГц, поддерживаемое протоколом Kleerна выходе.
Что касается акустических систем FocalEasya, то внешне они представляют собой копию модели Chorus 714 (тест в ноябрьском номере журнала Hi-Fi.ru за 2013 г.). Комплект динамиков и габариты корпуса, как и устройство порта фазоинвертора, полностью идентичны. Внутренние отличия, конечно, значительны: Chorus 714 были пассивными колонками, а Easya – активная акустика со встроенными усилителями. Использованные фирмой модули достойны отдельного упоминания. Они работают вовсе не в классе D, как можно предположить, глядя на глухие корпуса колонок без обязательных для класса АВ теплоотводных ребер с тыла. Следуя стандартной принятой классификации, для указания режима работы тут надо написать букву «Н». Это означает, что усилитель, выходные каскады которого работают в классе AB, имеет так называемое следящее питание, когда в зависимости от уровня входного сигнала отмеряется только нужная порция напряжения, подаваемого на выходные каскады. При этом, полная мощность усилителя (максимальный размах амплитуды напряжения питания) не расходуется впустую на малоамплитудных сигналах, которые, вообще говоря, превалируют в музыкальных записях. В классе А/АВ эту лишнюю мощность приходится рассеивать с помощью радиаторов охлвждения или принудительной вентиляцией, и эффективность работы усилителя своеобычно низкая. В классе Н лишнего напряжения на шинах питания просто не бывает – оно всегда соответствует требуемому уровню входного сигнала. Усилители BASH (Bridged Amplifier Switching Hybrid), разработанные канадской фирмой Indigo (она поставляет усилительные модули ряду аудио фирм, в частности, производителям сабвуферов – марки SVSи других) имеют запатентованное управление шиной питания с помощью аудиопроцессора – широтно-импульсного модулятора, создающего управляющий импульс для преобразователя, переводящего сигнал снова в аналоговое напряжение. Таким образом, цифровым у этого усилителя является только управление питанием, за счет чего достигается достаточная мощность при относительно небольшом тепловыделении (эффективность работы вплотную приближается к классу D).
С точки зрения звучания модель Easya оказалась весьма похожей на своих пассивных собратьев под названием Chorus 714. В прошлогоднем ноябрьском тесте мы подробно перечислили их характерные черты. Однако тут есть нюансы. Пассивные Chorusи активные Easya оснащены одинаковыми мидвуферами – из полигласса, но первые отличались более четким и собранным басом, с большим количеством деталей и лучше прорисованной разнообразной атакой. Здесь все несколько нивелировано, видимо, из-за характера встроенных усилительных модулей и свойственной им подачи. Верхнего края частотного диапазона это тоже касается. В зависимости от источника эта специфика либо подчеркивается (при воспроизведении с компьютера по USB), либо немного выравнивается (при работе с СD-транспортом). Вариант с использованием проигрывателя BrystonBCD-1 и цифрового коаксиального интерфейса звучит более звонко и раздельно, четкости и открытости прибавляется. Однако, наряду с этим, на более плотных треках появляется также некоторая статичность и тяжеловесность, субъективно воспринимаемая «придержанность» темпа, которая отсутствует при проигрывании файлов с жесткого диска по USB. В последнем случае звук сохраняет подвижность и легкость, но становится излишне гладким. На эффектных треках с популярной музыкой эти недочеты не так заметны, а непринужденность играет только в плюс. Выбор из этих вариантов определяется личным вкусом и прослушиваемыми жанрами. Мария Савина