Техническая культура

Техническая культура
01.08.2013
Так называются продукты земледелия, съесть которые нельзя (или не хочется), а польза в других применениях получается большая. Вот, например…

Вот, например, лён. Воспетый русско-советским фольклором, уважаемый портными (типа — костюмчик на лето) и водопроводчиками (сейчас лён подмотаем, всё будет как новое). Именно его вы видите перед собой на фотографии, которая точно где-то неподалёку. Серо-жёлтый цвет диффузору новейшей французской акустике придаёт именно он. Не ожидали, согласитесь (лучше согласитесь, ведь не поверим, что ожидали). Теперь, когда вы признались, в знак благодарности — всё по порядку: почему лён, откуда лён и зачем лён.

Аксиома №1 мидбасовой науки. Лучший материал для диффузора — сэндвич. С разными свойствами того, что сверху-снизу, и того, что в середине. Это, если мыслить широко, тот же принцип, по которому сделана двутавровая балка — полки сверху и снизу и тонкая стенка, единственное назначение которой — держать эти полки на расстоянии. Понятно объясняю, или нужна картинка? Не нужна, я думаю, такие балки нас окружают со всех сторон, и будь вместо них сплошные стальные дрыны, на всей планете не нашлось бы достаточно железа, а мосты обрушивались бы под собственной тяжестью.

Теперь представьте: вам надо сделать оболочку максимально жёсткой при минимальной массе. Если у вас в дипломе в графе «Специальность» написано «инженер-механик», а не «учёный агроном», как у выпускников сельхозинститутов, вы знаете, что делать: две тонкие оболочки из материала, наилучшим образом сопротивляющегося растяжению-сжатию, и что-нибудь максимально лёгкое между ними, чтобы держать на расстоянии, именно так при изгибе эти оболочки возьмут на себя самые привычные для них растягивающие силы.

К диффузору динамика предъявляются именно эти два требования: жёсткость и лёгкость, только в отличие от авиации, откуда сэндвичи пришли, добавляется третье — внутреннее демпфирование. Именно такое сочетание материалов в своё время было найдено инженерами-механиками Focal при разработке акустики K2Power (кевлар и акриловая пена) и Sanwich W (стеклопластик и акриловая пена). Задумывая новую серию акустики, инженеры решили обратиться… к учёным агрономам. И выяснили (наверняка с удивлением), что льняное волокно обладает свойствами, очень подходящими для использования в качестве сердечника сэндвичного диффузора.

Волокно это, как показали учёные агрономы в свои микроскопы — полое, поэтому и удельная (на единицу объёма, значит) масса, и коэффициент механического затухания у него как раз те, что нужны. А для внешних слоёв материальная база у «Фокала» была уже наготове: стеклопластик на основе мелкоструктурной ткани, при формовании конуса ткань одновременно пропитывается смолой, приобретает форму, заданную пресс-формой, и накрепко сцепляется с льняным наполнителем в середине оболочки.

Когда всё это выяснилось, свои пять сантимов в дискуссию внесли технологи, обнаружив, что заготовку сердечника сэндвича — эдакую циновку из непереплетённых льняных волокон, не надо предварительно формовать в виде конуса, как это приходится делать с вспененным акрилом. Там из-за этого диффузоры по одному собирает французская тётенька, которой — зарплату, пенсионные отчисления и профсоюзы, да и много ли она за смену так соберёт? Со льном может работать станок-автомат, которому электричество, софт и квалифицированное техобслуживание, и он сделает куда больше тётеньки…

Такова история появления акустики Focal серии Flax. Последнее слово и означает «лён» в виде волокна, ткань будет уже называться linen. Существуют две близкородственные модели серии Flax одинакового калибра 165 мм: PS 165F и PS 165FX. У нас в тесте сегодня вторая, она отличается более сложным кроссовером и наличием фазовыравнивающей пули в центре диффузора. В любом случае это — более интересно…

ЗВУЧАНИЕ

Систему для прослушивания собрали обычным образом: «домашний» CD проигрыватель Bryston BCD-1 и интегральный усилитель Bryston B100-SST. Традиционный комплект (Ж. Лусье, Луис Армстронг, джаз, симфоническая музыка) был дополнен Yello.

ОБЩЕЕ

Впечатление потрясающее, хотелось слушать и слушать — но коллеги в конце концов меня разогнали по всему помещению редакции. Комната для прослушивания одна, а меня, по их мнению, стало уже чересчур много…

Звучание очень комфортное, совершенно живое. Атмосфера живых записей передаётся бесподобно. Отличная локализация по ширине и глубине и фантастическая стереопанорама, уверенно выходящая за пределы стереобазы. У рояля Лусье каждую клавишу можно было показать пальцем, и размеров он был вполне правдоподобных.

Микродинамика восхитительна, слышен каждый шорох, каждое послезвучие, шелест клапанов духовых и щипок струны клавесина. Скрипки просто живые, причём во всём диапазоне громкостей — макродинамика тоже выдающаяся. Вокал очень чистый, детально проработанный и тонально точный. И сольные партии, и хор звучат очень натурально.

Тональный баланс в средней и верхней частях превосходный. Рабочий барабан, тарелочки-треугольнички, щёточки-брусочки — в общем, ударные и перкуссия замечательны. Если бы не несколько урезанный нижний регистр, тональный баланс был бы вообще безупречен. А так многое начинает слышаться по-другому: виолончели уменьшаются в размерах, а «Лето» Вивальди звучит беззаботно-оптимистически, без привычных предгрозовых мотивов.

Общее ощущение от комплекта великолепное, хотя следует признать его жанрово-ориентированным. Акустика, несомненно, аудиофильская, идеальна для «натуральных жанров» — джаза, симфонической музыки, особенно для камерных коллективов — лучший выбор и представить трудно. Но записи с выраженным басовым регистром подаются несколько упрощённо, там настоятельно рекомендуется басовая поддержка (впрочем, кому я это говорю).

МИДБАС

Резонанс хорошо задемпфирован, гудения нет, но и нижний бас только обозначен. Жёсткий диффузор к резонансам не склонен, даже на высокой подводимой мощности призвуков не обнаружено — специально проверялось в полной полосе частот. Кстати, без кроссовера динамик «вытягивает» довольно высоко, и не только по оси излучения.

Перегрузочная способность хорошая, передача пиков сигнала без проблем. Низкие частоты, плохо воспроизводимые динамиком, интермодуляцию не вызывают — проверено на записи с подчёркнутым низкочастотным регистром.

Изменение настроек кроссовера (flat и high) заметно сказывается на звучании верхней середины. По результатам измерений АЧХ изменения не такие и большие, но слышимый факт остаётся слышимым фактом. Для акустических фонограмм мне больше понравилось положение high, которое на самом деле даёт плоскую АЧХ. А для «синтетических» записей, пожалуй, больше подойдёт flat, с небольшим провальчиком вблизи частоты раздела с пищалкой.

Ссылка на оригинал