ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ НЕЙТРАЛИТЕТА

ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ НЕЙТРАЛИТЕТА
19.02.2014
Хорошей колонки должно быть много, — так, наверное, рассуждали инженеры Focal, когда проектировали напольные Aria 936. Они ни на чём не экономили и создали системы солидных размеров в первоклассной отделке и с весьма внушительными техническими параметрами. Но главное в них, как выяснилось, не способность «переварить» триста ватт подводимой мощности, а умение деликатно преподнести слушателю все музыкальные нюансы.

Больше метра в высоту, почти сорок сантиметров в глубину, на фасаде — четыре головки 17-сантиметрового калибра и твитер, внизу — отлитое из алюминиевого сплава широкое и прочное основание с регулируемыми шипами... А ведь Focal Aria 936 — это даже не флагманская модель в своей линейке. Есть трёхполоски побольше и повыше статусом (Aria 948), которые явно ориентированы на любителей «большого звука». Но и наши испытуемые одним только видом снимают все вопросы по поводу цены и класса — системы выглядят богато и стильно. Мощно задемпфированые корпуса со слегка скруглёнными и скошенными боковым стенками покрыты модным рояльным лаком. Если вам не подходит зеркальный глянец, можно выбрать классическую отделку ореховым шпоном, которая точно так же комбинируется с декорированной под кожу лицевой панелью.

Aria 936 не допускает возможности многопроводного подключения — на задней стенке лишь пара винтовых зажимов. Но в остальном конструкцию тривиальной не назовешь. В корпусе три фазоинвертора. Пару раструбов видно на лицевой панели, а третий, крупный, выведен в зазор между днищем и платформой, который образует тщательно рассчитанную акустическую нагрузку.

Нижний регистр воспроизводится тремя одинаковыми басовиками с длинноходными подвесами и диффузорами, изготовленными из нового патентованного материала Flax. Это тканая структура из натурального льна с микронной стеклянной плёнкой с внешних сторон. Такой композит, как показали исследования специалистов Focal, обладает меньшими собственными резонансами, за счёт чего снижаются возможные искажения тонального баланса.

Таким же диффузором Flax оснащён и 17-сантиметровый среднечастотник, который воспроизводит весьма широкую полосу от 260 до 3100 Гц. Фирменный твитер TNF с вогнутым куполом из алюминий-магниевого сплава и подвесом из порона — материала, который обладает особой эластичностью и при этом лучше держит заданную форму. Кроме того, пищалка примечательна и овальным фланцем-волноводом, расширяющим диаграмму направленности. Не лишним будет напомнить, что вся акустика Focal, включая головки и корпуса, производится во Франции.

В паспортных данных нет сведений о типе применяемых фильтров, а среди заявленных параметров обращают на себя внимание высокая чувствительность и существенные провалы импеданса (до 2,8 Ом) при номинальном значении 8 Ом. Означает ли это, что для Aria 936 нужен усилитель не обязательно мощный, но способный хорошо контролировать низкоомную акустику?

Сначала я пришёл к выводу, что моя догадка верна. Хотя редакционный Bryston B-100SST, как правило, легко справляется даже с самой тяжёлой нагрузкой, даже он стал подавать сигналы тревоги после первого включения колонок — бас у них получался размягчённым, слишком обильным и даже несколько смазанным. Но, как выяснилось позже, то, что я принял за слабое демпфирование, оказалось следствием лишь недостаточного разогрева акустики. После нескольких часов непрерывной работы нижний регистр зазвучал совсем по-другому. Появились быстрота и структурность, начал отчётливее читаться рельеф басовых послезвучий, заметнее стала инфранизкая составляющая, в целом же рабочий НЧ-регистр показался более умеренным и сбалансированным. Заодно радикально прибавилось порядка в нижней середине. Старенькие хард-роковые вещи от этого выиграли, пожалуй, более всего — звук получился драйвовым, жизненным и гармоничным. Но спикерам хватило такта и разборчивости верно воспроизвести и жанры потруднее — джаз-рок, к примеру, с его богатой и сложной перкуссией или большие симфонические составы.

Но к наиболее ярким достоинствам Aria 936 отнесу их способность без всякого напряжения передавать во всех нюансах средний регистр в сочетании с общей тональной нейтральностью. Всегда вдвойне приятно, когда акустика звучит не просто ровно и без какой-либо подкраски, а заодно с одинаковой тщательностью отрабатывает все микродинамические нюансы. Такой звук никогда не покажется скучным, он прибавляет в естественности, в нём не остается «белых пятен» — воспроизведение одинаково информативно и на громких фрагментах, и на едва слышимых, что, кстати, указывает на отличную согласованность фильтров и головок. Об этом свидетельствуют и пространственные характеристики: сцена покоряет точной фокусировкой образов, трёхмерностью как в центре стереопанорамы, так и на её флангах, хорошим делением на планы (правда, при относительно небольшой глубине самых удаленных эшелонов). Если с фильтрами было бы что-то не так, столь голографичной картинки не получилось бы никогда.

Уверен, для Aria 936 лучшим компаньоном будет усилитель с максимально быстрым басом, с крепкими, телесными образами в середине, но немного смягчённым верхним регистром. Тогда баланс всех музыкальных составляющих приблизится к идеалу. Электроника должна слегка прибавить динамики в нижней и средней полосах, но в то же время не перегнуть палку в верхнем диапазоне, который французские системы воспроизводят пусть и с небольшим подъемом, зато с образцовой чистотой и детальностью. Пищалки Focal не перестают удивлять — ушли те времена, когда первые инвертированные купола можно было упрекнуть за сухую и колючую подкраску. Теперь на неё не осталось и намеков. И, возможно, теперь такие твитеры — одни из лучших среди головок динамического типа. Не зря их порой сравнивают с продвинутыми плёночными излучателями. Они деликатно воспроизведут тончайшие оттенки дискантов, не добавив ничего от себя.

Ссылка на оригинал



Награды

https://www.traditionrolex.com/18